Мода с национальным подтекстом

Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. И действительно, если внимательно посмотреть на окружающие нас предметы обихода, то становится очевидно, что модные детали интерьера и одежды были придуманы нашими предками сотни лет назад. Например, угги, которые потеснили несколько лет назад сапоги на каблуках, подозрительно похожи на теплые, комфортные бурятские ичиги, а систему хранения вещей шведской марки «Икеа», принцип которой основывается на возможности добавлять и менять элементы в зависимости от потребности, можно увидеть в любой юрте.

В последние годы этнический стиль становится все более актуальным. Молодежь в Иркутской области с радостью играет свадьбы с элементами национальных традиций, люди заказывают вещи, которые говорили бы окружающим об индивидуальности их владельца. Есть спрос — будет и предложение. Все большую востребованность получают подзабытые в девяностые мастера народных промыслов.

Зачем девушке платок

Сохранить настоящие традиции своего народа стремится и Гульнур Ахметшина, организатор мастерской рукоделия Иркутского областного татаро-башкирского культурного центра. Свои знания она старается передать через национальный костюм. В свободное время Гульнур Шафиковна шьет одежду для кукол, которых выставляет на различных мероприятиях.
— Татары живут в разных частях России. Исторически сложилось так, что 70 процентов их не живет в Татарстане. Конечно, это накладывает отпечаток на национальный костюм, — говорит Гульнур Ахметшина. — Я стараюсь рассказать историю разных татар. Вот, например, парень из Казани. На нем, как и полагается для мусульманина, тюбетейка, длинная рубаха без пояса, жилет. А вот татарин из Сибири. Он человек крещеный, поэтому в шляпе, подпоясан, и рубаха скроена у него совсем иначе. Есть в моей коллекции татары всех сословий, этнических групп и даже возрастов.
Главное — детали. Их Гульнур Шафиковна передает с особенной тщательностью. Даже кожаные сапоги казанских красавиц украшены, как и полагается, кожаной аппликацией.
— Все, что я знаю, я знаю от своей бабушки. Первые десять лет своей жизни я прожила в Татарстане. Потом отца, преподавателя математики, направили в Кемерово, и мы оказались в Сибири. Я тоже посвятила себя педагогике, стала доцентом. Сорок лет преподавала в педагогическом институте. Что такое тоска по малой родине, мне известно очень хорошо. Были мысли переехать, но останавливало то, что здесь тоскую одна я, а на новом месте будут тосковать по Ангаре, Байкалу муж и дети, — говорит Гульнур Шафиковна. — Когда услышала по радио, что собираются открывать татарский центр, обрадовалась и первой пришла на собрание. Вначале нас было мало, а теперь нас не просто много — мы довольно сильная, дружная организация. Раньше это было невозможно представить, а сейчас у нас люди знакомятся, играют свадьбы, часто по национальным традициям. Уже 24 семьи создано. Молодежь я стараюсь научить тому, что знаю сама. Ведь не у всех рядом есть такая бабушка, какая была у меня.
К выставках кукол Гульнур Ахметшиной большой интерес не только из-за красивой одежды. Умеет мастерица рассказывать так, что у ее стендов собирается много народа.
— В руках у многих кукол  вышитый платочек. Он не для того, чтобы вытирать нос. Такой аксессуар был у каждой девушки на выданье. Если за ней ухаживал парень, то она могла незаметно отдать ему этот платочек, тем самым дав согласие стать его невестой, — говорит Гульнур Шафиковна. — Да, сейчас есть стереотип, что, раз татарка мусульманка, то у нее нет права голоса. Но он есть и был всегда. Наши предки приняли ислам в 922 году, еще раньше, чем на Русь пришло христианство. И за эти века у нас сложились свои традиции. Я слышу высказывания, что женщинам нужно полностью закрываться платком. Да, на голове у татарок платок всегда был. Но он служил функциональным, а не только религиозным предметом гардероба. Его частью, например, женщина могла прикрыть ребенка. Я не согласна с тем, что чем больше платок на голове, тем сильнее вера. Это мнение в корне неверно. А вот за то, чтобы девушки умели вышивать, борюсь как могу. Ведь раньше без умения шить найти хорошего жениха было невозможно. Рукоделие было паспортом девушек. Каждая молодая жена приходила в дом с сундуком, с приданым, в которое входили полотенца, украшения для дома, одежда. И все с богатой вышивкой. Стараюсь, чтобы современные невесты этого не забывали. Радует, что девушки все чаще прислушиваются ко мне. Значит, у наших традиций будет продолжение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий